Курага-2021: проверка на прочность

Торговый дом "Берекат" оптово-розничные поставки орехов, сухофруктов, сушеных ягод, цукатов, семечек, специй и смесей.
Работаем с 1994 года.

«Ни минуты покоя» – примерно так можно сейчас описать рынок сухофруктов. Сегодня в фокусе нашего внимания – курага, которая по итогам 2020 г. стала бронзовым призером по объемам импорта сухофруктов в Россию, пропустив вперед чернослив и изюм. И хотя по сравнению с предыдущим годом объемы закупок кураги снизились на 12%, она неизменно остается стратегически важным сырьем для отечественной пищевой промышленности и розничной торговли. А значит все события в этом сегменте имеют для нас чрезвычайное значение.

 apricots import in Russia 2011-2020.png 

Главный эпицентр мирового рынка кураги – Турция. Местная природа, погода, урожайность, трудовые ресурсы, баланс интересов локального рынка и запросов импортеров, логистика, волатильность турецкой лиры и соотношение TRY/USD, наконец, внутренняя и внешняя политика – все эти факторы перманентно влияют на то, сколько кураги и по каким ценам будет доступно на глобальном рынке.

Для России, которая является одним из крупнейших импортеров кураги в мире, чрезвычайно актуален весь комплекс этой информации, ведь, несмотря на неоднозначность взаимоотношений двух стран, Турция на протяжении многих лет остается ведущим поставщиком кураги на российский рынок. Например, в 2013 г. ее доля была 93% в натуральном и 95% в стоимостном выражении (при этом конкуренцию ей пытались составить 16 других стран, а в прошлом году только 8).

  apricots import in Russia 2011-2020 regions tones shares.png

apricots import in Russia 2011-2020 regions tones.png

Минувшие несколько месяцев, при кажущейся заурядности повторяющихся из год в год в этом регионе событий, на самом деле были отмечены фактами, на которые следует обратить внимание. Так, на исходе 2020 г. спрос на курагу немного ослабел и поставки снизились примерно на 12% (по данным catz.nl). В доступе были все размеры, но уже тогда высказывалась предосторожность о возможном дефиците по причине небольшого урожая (на 30% меньше прошлогоднего), тем более на фоне удивительно высоких продаж по всему миру (за исключением непродолжительных периодов затишья).

К концу января 2021 г. начался постепенный рост. Спрос особенно заметно пошел вверх в преддверии Рамадана, который в этом году наступил 12 апреля, а цены – в том числе на фоне укрепившейся лиры. К тому же местные фермеры и экспортеры стали придерживать сырье в ожидании дальнейшего роста и, что особенно важно, погодных сюрпризов в марте, когда начинается цветение абрикосов.

Февральские события не дали поводов расслабиться. В результате валютной эмиссии турецкая лира укрепилась к доллару США (с начала ноября 2020 г. – почти на 20%), а сам доллар начал расти по отношению к евро, и это привело к повышению уровня цен на турецкие товары на 10-15% только из-за обменного курса. Естественно, курага не осталась в стороне, особенно на фоне сокращающихся запасов и снижения отгрузки уже почти на 15%. Еще меньше оснований для радости импортеров стало после того, как Министерство сельского хозяйства Турции (Turkish Grain Board, ТМО) решило поддержать рынок и объявило о более высоких ценах для интервенционных закупок кураги.

Март принес некоторое облегчение, прежде всего за счет резкого снижения курса лиры (более чем на 10%), и это, естественно, благоприятно сказалось на экспортных ценах турецкой сельхозпродукции. Но данный фактор нивелировала погода: сначала установились температуры намного выше среднего уровня, что увеличило риск раннего цветения, а потом ударили ночные заморозки в главном регионе выращивания абрикосов – восточной провинции Малатья, которая производит 85% кураги в мире.

Пока нет полной информации о последствиях этих погодных контрастов, но поставщики ожидают снижение урожайности на 20% по сравнению с предыдущим сезоном. Конечно, это не настолько катастрофично, как было, например, в 2014 г., когда ущерб составил 90%, но говорить о рекордном урожае, который мог бы компенсировать потери прошлого года, уже не приходится. Как и о том, что цены будут ниже, чем в предыдущем сезоне.

Новостей, которые бы стимулировали покупателей абрикосов смотреть в будущее с оптимизмом, в апреле не случилось. Разве что лира еще немного ослабела и соотношение USD/TRY вернулось к уровню 8,30, вот только в долларах курага все равно не подешевела. При этом немногочисленные владельцы остатков прошлогоднего урожая не торопятся выставлять их на рынок, разве что очень ограниченные партии по растущим ценам. Одновременно стоимость фрахта из Турции в Европу выросла почти до 30 USD/т, что тоже никоим образом не способствует снижению цен. 

Предложения по продаже кураги
(регион происхождения: Malatya, Turkey)

Калибр

Цена, USD/т
(FOB, Mersin, Turkey)

индустриальная некалиброванная

2 782,50

некалиброванная

3 255,00

№ 8 (221+ шт./кг)

3 412,50

№ 7 (201-220 шт./кг)

3 780,00

№ 6 (181-200 шт./кг)

3 937,50

№ 3 (121-140 шт./кг)

4 095,00

№ 2 (101-120 шт./кг)

4 200,00

№ 0 (60-80 шт./кг)

4 305,00

Источник: tridge.com (по сост. на 28.04.2021)


 В начале апреля 2021 г. глава товарной биржи Малатья (Malatya Commodity Exchange) Рамазан Озджан обнародовал итоги продаж за последние 8 месяцев. За этот период Турция экспортировала 65 620 тонн кураги в 105 стран мира, заработав при этом 216 млн USD. Главными импортерами традиционно были США (9 200 тонн), Германия (5 200) и Франция (5 100).

По словам Озджана, несмотря на то что экспорт снизился на 10 000 тонн, выручка увеличилась на 20 млн USD по сравнению с тем же периодом прошлого сезона. И это, безусловно, способствует как экономике страны, так и производителям. Естественно, Турция будет использовать складывающуюся ситуацию в своих интересах, поскольку реальных конкурентов по объемам производства кураги в мире у нее по сути нет. По мнению экономиста инвестиционного департамента ФАО ООН (Food and Agriculture Organization, FAO) Андрея Ярмака, которое он высказал 11 марта 2021 г. в ходе национальной онлайн-конференции «Абрикосовый бизнес Таджикистана: эффективность производства, переработки и маркетинга», экспорт свежего абрикоса приносит в среднем в 3 раза больше выручки, чем экспорт кураги, поэтому многие страны предпочитают инвестировать именно в это направление.

Однако Турция не единственный поставщик кураги на российский рынок. В последние годы в структуре импорта все более заметно вырисовываются доли Узбекистана и Таджикистана, и вместе эти три страны обеспечивают до трех четвертей всех поставок кураги в Россию. Причем особенно заметным усиление роли партнеров из Средней Азии стало в прошлом году.

Динамика удельного веса основных импортеров кураги в Россию
(в натуральном выражении)

Год

Турция

Таджикистан

Узбекистан

Общая доля

2016

66%

5%

3%

74%

2017

69%

3%

6%

78%

2018

51%

4%

8%

63%

2019

47%

8%

11%

66%

2020

33%

20%

18%

71%


 apricots import in Russia 2020 tones.png 

apricots import in Russia 2020 thou USD.png

Обращает на себя внимание заметная доля Беларуси, но данная страна, не будучи регионом происхождения ни свежих, ни сушеных абрикосов, не оказывает влияния на глобальный рынок кураги и выступает лишь удобным способом поставки востребованного сырья в Россию. По данным Белстата, в 2020 г. импорт кураги в страну составил 4 711 тонн, из них, в частности, 3 379 были из Турции, 1 080 – из Узбекистана, 173 – из Таджикистана. Велика вероятность, что определенная часть из этих объемов реэкспортируется в Россию, тем более что по официальной статистике белорусский экспорт кураги в 2020 г. достиг 3 008 тонн (сравните с данными на диаграмме выше).

А вот Узбекистан и Таджикистан во всех смыслах задают погоду на рынке. Но как бы ни хотелось сейчас найти хоть какой-то позитив, ситуация здесь, увы, практически идентична турецкой: аномально теплая погода в феврале вызвала массовое раннее цветение абрикоса, а последовавшие заморозки нанесли значительный ущерб.

В центральной и северной частях Таджикистана поражено до 30% абрикосовых садов, остальные 70% под вопросом, пока не завершится процесс цветения и опыления. Печально то, что в основном пострадали желтые среднеспелые сорта, в частности «Бобои» и «Мирсанджали», которые продаются в высоком ценовом сегменте в виде сухофруктов. В итоге уже в марте цены на сухофрукты из затронутых заморозками сортов выросли более чем на 50%, а где-то даже вдвое. О какой-то стабилизации можно будет говорить только после того, как минует опасность новых заморозков.

В Узбекистане больше всего пострадали сады в Бухарской и Самаркандской областях, фермеры фактически остановили продажи в ожидании дальнейшего роста, и оптовые цены на некоторые сорта подскочили на 100%. К слову, первые абрикосы нового урожая, которые появились в узбекской рознице 20-22 апреля, своей ценой способны повергнуть в шок – 30 USD/кг (по состоянию на 23.04.2021), что сопоставимо со стоимостью 5 кг мяса. В связи с этим супермаркеты даже стали указывать цены за 100 г, что выглядит еще более пугающим для традиционных, а не деликатесных фруктов в этом регионе.

К слову, такая ситуация далеко не везде. Утверждают, что в соседнем Таджикистане, где сезон тоже длится 3-4 месяца, цены на свежие абрикосы ниже, а в Италии и Испании, где производители стремятся присутствовать на рынке не менее 8-9 месяцев в году, – 8-10 USD/кг (в пересчете с евро). Поэтому эксперты рекомендуют всем регионам-производителям стремиться растягивать сезон, выбирая лучшие сорта и интенсифицируя их производство.

При этом, к сожалению, речь не идет о морозостойких разновидностях, поскольку они существенно уступают по вкусовым качествам и урожайности. А вот абрикосы, выращенные в Центральной Азии и созревшие под южным солнцем, считаются одними из лучших. Помимо этого, они еще и опережают турецкие по урожайности.

По информации международного консультанта ФАО Бахтиера Абдувохидова, Узбекистан, занимая второе место в мире по производству абрикосов с объемом около 662,1 тыс. т/год (на первом месте Турция – примерно 730 тыс., общемировое производство – 3,9 млн т/год), может похвастаться урожайностью абрикосовых садов почти вдвое выше, чем в Турции: 11 780,2 кг с гектара против 5 896,4. Будем рассчитывать на то, что местные фермеры используют эти преимущества в том числе чтобы укрепить свои позиции в мировом производстве кураги, потому что в итоге мы, как потребители, получим доступ к еще более качественному сырью по еще более приемлемым ценам.

Ну а пока наступил очередной период ожиданий и надежд. Во-первых, на то, что новый урожай устоит перед непогодой (а заморозки могут быть опасны для абрикосов даже в июне). Во-вторых, что импортерам удастся компенсировать свои запросы за счет разных регионов-производителей. На данный момент специалисты рынка предполагают, что если новый урожай будет хорошим (в частности, в rmcurtis.co.uk рассчитывают на 100 000 тонн кураги в Турции), то мы сможем увидеть более выгодные ценовые предложения турецкой кураги после августа 2021 г.


Теги: сухофрукты курага